К 125 –летию со дня рождения скульптора, народного художника Киргизской ССР О.М. Мануиловой

В Центральном государственном архиве Кыргызской Республики среди  других документов известных людей республики хранятся документы личного фонда народного  художника, скульптора Ольги  Максимилиановны Мануиловой.

Первый раз свои документы передала в архив сама Ольга Максимилиановна в 1963 году.

И уже после ее смерти в 1984 году дочь Марина Апполоновна Мануилова сдала все документы скульптора на государственное хранение.

Это многочисленные воспоминания: о поездке в южную Киргизию- Таш-Кумыр, Кетмень-Тюбе , Майли-Сай, о скульптурной работе в Киргизии , о поездке на родину Токтогула в 1939 году и приезде акынов на вечер юбилейной даты Токтогула, о музее национального народного искусства в г. Фрунзе, о встречах с В.В. Маяковским, о работе в Лефортовском госпитале в 1944 году и др. А также статьи, выступления, каталоги и списки скульптурных работ, живописи и графики, личные документы, фотографии и др.

На основе этих документов написаны книги и статьи о Мануиловой, которые также хранятся в ее личном фонде: Е. Нагаевской «Жизнь в искусстве», литературный сценарий документального фильма «Прикосновение к вечности» посвященного О.М. Мануиловой, статья А.М. Жумаева «Сохранить скульптора» и др.

Руками скульптора О.М. Мануиловой создано более шестисот скульптурных произведений.

Молодое поколение страны проходя по улицам города уже наверное не знает, что многие памятники и скульптуры изготовлены ею. Вот некоторые из них.

В годы Великой Отечественной войны  в торжественной обстановке 7 ноября 1942 года в г. Фрунзе был открыт первый в Советском Союзе памятник генералу И. Панфилову. Авторами его были Ольга Максимилиановна и ее супруг А.А. Мануилов. Памятник стоит около входа в парк  имени Панфилова.

Большой работой О.М. Мануиловой было оформление фронтона театра оперы и балета.  Ольга Максимилиановна много времени собирала материал, работала в библиотеках.

На правом углу фронтона-танцующая балерина из балета «Чолпон » и играющий на кыяке молодой парень. А на левом углу-фигура артиста в костюме из первой кыргызской оперы «Ай-Чурек» и девушка, играющая  на комузе.

Мануиловой позировали балерины и студенты в театральных костюмах. А выполнять  скульптуры помогали  ее ученики-скульпторы Руслан Гудушаури, Борис Пенкин, Владислав Пузыревский и другие. Это ее одна из лучших декоративно-монументальных скульптур. В настоящее время проведена реконструкция этих скульптурных композиций.

В городе много памятников, выполняемых О.М. Мануиловой. Это памятники Мураталы Куренкееву, Тоголок Молдо, бюст Жоомарта Боконбаева и др.

А приехала Ольга Максимилиановна в нашу республику в далеком 1939 году по приглашению правительства для работы над  памятником народному поэту-акыну Токтогулу Сатылганову.

В своих воспоминаниях она пишет: … «Во всей Киргизии  была только  одна фотография Токтогула. И я, приехав в г. Фрунзе, часто ходила по базарам, внимательно всматривалась  в лица. Пластилин, блокноты я всегда носила с собой…

В Союзе писателей  Киргизии я познакомилась с писателем  Темиркулом Уметалиевым. Он тоже собирался ехать на родину Токтогула для  сбора материалов о жизни Токтогула для его будущего литературного произведения. И мы решили ехать вместе. До города Таш-Кумыр мы ехали по железной дороге, а потом  на автомобиле до Кетмень Тюбе, где теперь  построена Токтогульская ГЭС. Остановились мы несколько дней в небольшом учреждении поселка. В ожидании  поездки на лошадях в Майли-Сай, где жил последнее  время Токтогул со  своей семьей, и где живет его  двоюродный  брат Кулике. И в Кетмень-Тюбе я с утра уходила на базар, чтобы сделать зарисовки  и слепки с натуры старых людей. Прихожу к вечеру домой, а мне сообщают, что Темиркул Уметалиев уехал, получив телеграмму, что кто-то из его  близких родных очень опасно болен. И.Т.Уметалиев спешно уехал из Кетмень-Тюбе, не успев сообщить мне  об этом. Это известие меня и огорчило и взволновало-как же я поеду дальше одна, не зная ни местности, ни киргизского языка, ни родственников Токтогула?

И мне  предложили ехать на обычной телеге или арбе, которые  ехали туда же  в Майли-Сай. Нашлась попутная телега и я со своим небольшим багажом и главное с запасом пластилина отправилась  в путь. К вечеру мы  приехали в горный поселок, где стояли юрты и маленькие  глинобитные   хибарки-мазанки. И я узнав, где живет Кулике  подошла к его юрте. Было уже темно.

Встретил меня Кулике очень ласково, по – русский он почти не говорил, и меня не понимал. Но когда нашелся сосед, знающий русский язык, и когда Кулике узнал, что я приехала на родину Токтогула, чтобы познакомиться с его близкими, родными и друзьями, и сделать в последствии памятник Токтогулу в г. Фрунзе - он предложил мне жить в его юрте. Кулике был очень добр и внимателен ко мне. И утром я стала его лепить. И он и я  садились на кошму у входа в юрту и я принималась за лепку…

В конце лета 1940 г. я снова  поехала в г. Фрунзе, взяв с собой крепко упакованные  в ящики скульптуры проекта  памятника. В 1940г. в г. Фрунзе отмечалась юбилейная дата жизни  Токтогула.

В г. Фрунзе съехались акыны, писатели, комузисты и родственники  Токтогула из всех  областей  Киргизии. В здании театра  в Дубовом  саду была организована выставка работ художников на темы, имеющие отношение  к жизни Токтогула. Посреди зала на возвышении была установлена модель моего проекта памятника, на открытии выставки я познакомилась с дочкой Токтогула – Гульсарой. Она была очаровательная молоденькая девушка. Мы с ней очень быстро подружились. Впоследствии я вылепила с натуры ее бюст. Познакомилась с Мураталы Куренкеевым, Исаком Шайбековым и Тоголок Молдо. И  встретилась со своим другом Кулике. Кулике был впервые в г. Фрунзе…

Гости-акыны, писатели и комузисты оставались  на некоторое время  в г. Фрунзе. И я решила вылепить бюсты известных  всей Киргизии людей.

Не имея своей мастерской, я  лепила их бюсты где попало-во дворе Киргоспроекта и там, где временно жили приехавшие друзья Токтогула.

Так я вылепила  Мураталы Куренкеева, Исака Шайбекова и Тоголока Молдо. Тоголок Молдо, приехавший  из Нарына, остановился на несколько дней у своих родственников. И я, взяв ведро  глины, отправилась к нему по данному мне  адресу.

Захожу в небольшой домик по улице Красноармейской. На цветной кошме в уютной комнате Тоголок Молдо пьет чай. И вдруг, увидя меня, он испуганно  закричал мне: «Не вырывайте мой последний зуб».

Я была совершенно удивлена его словами. И тут вошел его друг-секретарь Абдукалык Чоробаев, хорошо говоривший по русски. Чоробаев разъяснил, зачем я пришла, что я не зубной врач, а скульптор и пришла  к нему, чтобы вылепить его с натуры. Тоголок Молдо успокоился, что зуб его останется на месте и согласился мне позировать.

Я нашла во дворе доску, быстро соорудила каркас и устроившись на кошме, принялась за лепку. Тоголок Молдо  очень спокойно  позировал и за два дня я закончила его бюст, принесла гипс и отлила форму, а потом дома закончила формовку. Расстались мы друзьями. И я так благодарна  Чоробаеву, что он помог  мне в этом!

Через несколько  лет  по этому бюсту, вылепленному с натуры, я сделала большой бюст Тоголока Молдо, который перевели  в камень (розовый гранит) и памятник установили в сквере  по проспекту Дзержинского против улицы Московской. А большой барельеф Тоголок Молдо  установлен  на фасаде библиотеки Чернышевского.

А большой бюст  Мураталы Куренкеева, выполненный мною по моему бюсту, сделанным с натуры, установлен  перед музыкальным училищем…»

Наша страна стала второй родиной  О.М. Мануиловой. Она  создала  в пластике  лучшие образы известных людей республики.

А еще  неоценим ее вклад в дело подготовки национальных кадров. В 1945 году ей было  присвоено звание народного художника Киргизской ССР.

В конце двадцатых  годов прошлого века известный географ и путешественник Отто Юльевич Шмидт, рассказывая Ольге Максимилиановне  об экспедиции на Памир, сказал: «Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя отчаиваться. Надо крепко  держать себя в руках, быть  уверенным  в победе, и тогда победишь».

Эти слова она запомнила на всю жизнь, так и жила.

В доме, где жила и работала Ольга Максимилиановна находится мемориальный Дом-музей. Он отнесен к памятникам истории, культуры и архитектуры и состоит под государственной охраной.

Здесь проводятся выставки современных художников и скульпторов.

    

Д.Шопоков (1958 г.)